Фрагмент для ознакомления
2
В информационно-коммуникационной сети «Интернет» сформировался новый вид общественных отношений «информационного посредничества». В соответствии с этой деятельностью в законодательный акт РФ были внесены изменения. Проанализируйте изменение действующего законодательства, проведите систематизацию разработанных норм права и составьте проект
Понятие Информационный посредник, введено Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Смысл принятия указанного Закона, как следует из его названия, — защита интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях и установление ответственности информационного посредника. При этом определения информационного посредника законодатель не дал, указав лишь на то, какие действия он может совершать. Информационный посредник — это: 1) лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет; 2) лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационной сети; 3) лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети.
Таким образом, выделены три группы лиц в зависимости от совершаемых ими действий без привязки к действующим в данной сфере субъектам (операторам связи, провайдерам хостинга, операторам информационных систем и т. д.).
Приведенные формулировки вызывают и еще один вопрос, связанный с термином «материал», в отношении которого информационный посредник: осуществляет передачу в информационно-телекоммуникационной сети; предоставляет возможность размещения материала; предоставляет возможность доступа к материалу. Данный термин также не определен, а, учитывая его многозначность, отсутствие четкого понимания его содержания не упрощает ответ на вопрос, в отношении чего информационный посредник совершает указанные действия. При этом следует иметь в виду, что наряду с материалом информационный посредник совершает и определенные действия с информацией, следовательно, законодатель подразумевает, что «материал» имеет отличия от «информации». При молчании законодателя многие вопросы разрешаются судебной практикой, которая, как следует из ее анализа, в отношении информационного посредника не является
К первой группе информационных посредников законодатель отнес лиц, осуществляющих передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет. Главную роль здесь, безусловно, играет оператор связи, оказывающий телематические услуги связи по предоставлению доступа к сети Интернет, что прямо вытекает из характера его деятельности и содержания договоров на указанные услуги.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» «оператор связи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии». В информационной сфере оператор связи выступает посредником постольку, поскольку предоставляет своим клиентам техническую возможность совершения определенных действий и прежде всего возможность доступа в сеть Интернет.
Это могут быть и иные субъекты, в частности оператор информационной системы. Понятие оператора информационной системы дано в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому оператором информационной системы является «гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 52 (часть I) Ст. 5496
2. Калятин В.О. О некоторых тенденциях развития законодательства об ответственности интернет.// Закон. 2012. № 7 С. 37-34
3. Мишин А.А. Актуальные вопросы правового статуса информационного посредника // E-Scio. 2019. № 3 С. 1-7
4. Савельев А. И. Критерии наличия действительного и предполагаемого знания как условия привлечения к ответственности информационного посредника // Закон. 2015. № 11. С. 48-60
5. Терещенко Л.К. Тиунов О.И. Информационные посредники в российском праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 С. 46-52
6. Терещенко Л.К., Стародубова О.Е. Загадки информационного права // Journal of Russian Law. 2017. №7. 156-161
7. Фомина О.Н. Правовой статус информационного посредника // Вестник гражданского права. 2019. N 3. С. 171 - 191.